России нужны рефрижераторы

27 мая 2010, 09:56
На Международной научно-практической конференции «Логистика перевозок скоропортящихся грузов и других товаров народного потребления», проведенной НП «Гильдия экспедиторов» совместно с Минтрансом, ОАО «РЖД» и ОАО «Рефсервис», состоялось обсуждение проблем повышения качества и эффективности в сфере перевозок скоропортящихся грузов.

Редакция предлагает выступление по морской составляющей.

Ежегодно до 5 млн тонн рефрижераторных грузов перегружается через порты России, почти 94% из них – внешнеторговые. Ввиду этого морской транспорт глубоко интегрирован в международную систему перевозок этих грузов, постоянно и неуклонно отслеживает тенденции морского судоходства и мировой торговли. Особенно в последние годы, когда по условиям технической эксплуатации значительная часть российского флота списана, а пополнение не отвечает росту потребностей страны. Сегодня внешнеторговые грузы в основном доставляются зафрахтованным иностранным тоннажем различной национальной принадлежности.

Технология морских перевозок скоропортящихся (рефрижераторных) грузов последовательно прошла три этапа. На первом для таких грузов строились специализированные суда с рефрижераторными трюмами. Они имели максимально высокий борт (для большей вместимости), и поэтому были ограничения по перевозкам палубных грузов.

Улучшение технико-экономических показателей перевозок в рефконтейнерах, их стандартизация в рамках ИСО послужили основанием к созданию судов комбинированного типа, на них рефконтейнеры перевозились преимущественно на верхней палубе, создавая дополнительную полезную вместимость. Трюмы или часть трюмов судна оставались традиционного типа. Соответственно, сохранялась и потребность в промежуточных складах в портах перевалки.

В отечественном флоте этот этап был открыт строительством серии судов типа «Курск». Головное было построено в 1984 году в Гданьске, имело водоизмещение 11,5 тыс. тонн и максимальную скорость 21 узел (около 40 км/ч). Однако из-за износа рефрижераторного оборудования все рефсуда постройки этого периода могут быть выведены из эксплуатации.

К тому же экономический кризис привел к избытку эксплуатируемого тоннажа на мировом фрахтовом рынке и ускорил сдачу на лом стареющего флота.

Для современного третьего этапа характерно массовое внедрение рефконтейнеров при морской перевозке и использование специализированного контейнерного флота, имеющего повышенное число мест для подключения рефконтейнеров не только на палубе, но и в отдельных трюмах. Специализированные контейнеровозы принимают на борт судовую партию, полностью состоящую из рефконтейнеров.

Импортные грузы, прибывающие в рефконтейнерах морем, в основном и далее следуют в них до места назначения. Ибо эта схема обеспечивает лучшую сохранность товара, сокращает время перевалки, снижает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, уменьшает потребность в дорогостоящих промежуточных рефскладах в портах.

Отмирает применявшаяся в 80-90-х годах технология перевозок с доставкой морем до порта в трюмах рефрижераторного судна и перегрузкой на специализированный подвижной состав – пятивагонные рефсекции и автономные рефвагоны. Поэтому возрастают объемы вывоза данной продукции из порта автомобильным транспортом.

И 2009 год в этом отношении был характерным. Списание неэффективной техники ускорилось. Прогрессивная контейнерная технология в области рефперевозок в международных смешанных сообщениях активно вытесняет изложенные традиционные решения.



Черное море

На Черном море в 2009 году произошло выделение переработки рефконтейнеров в узкоспециализированную систему. На морские линии в порты России зарубежными судовладельцами был поставлен новый рефконтейнерный флот.

Так, 25 декабря 2009 г. первый судозаход на терминал ОАО «Новорослесэкспорт» в Новороссийске выполнил специализированный контейнеровоз Christopher компании Maersk Line, доставивший 75 рефконтейнеров. Судоходная компания отрабатывает новую схему обслуживания на фидерной контейнерной линии Порт-Саид – Новороссийск с заходом на два терминала в порту Новороссийск – НЛЭ (в основном для выгрузки рефконтейнеров) и универсальных контейнеров на специализированном комплексе Новороссийского морского торгового порта.

В феврале 2010 года международная судоходная компания CSAV со штаб-квартирой в Чили открыла фидерную линию на Черное море с недельным расписанием, линия называется Black Sea Link (BSL), с заходом в порты Стамбул, Новороссийск и Поти. Линия увязана с расписанием движения трансокеанских контейнеровозов компании Evergreen, на ней эксплуатируются девять судов по 4969 TEU.

Предпринятые меры обеспечат гарантированный недельный сервис по доставке продовольственных грузов в рефконтейнерах на юг России, прежде всего замороженной говядины из Аргентины, мяса кур из США, бананов и прочих свежих тропических фруктов из Латинской Америки, цитрусовых из стран Средиземноморья.



Балтийское море

На Балтике произошли аналогичные качественные изменения.

С осени 2009 года основные контейнерные морские линии, обслуживающие С.-Петербург, также ввели новую схему разделения рефконтейнеров и универсальных контейнеров между терминалами в Большом порту Санкт-Петербург – рефы обрабатываются на терминале «Петролеспорта», универсальные – на ПКТ.

Первым контейнеровозом компании Maersk на ПЛП стал Maersk Valletta (судозаход 3 октября 2009 г.). С января 2010 г. Maersk открывает на С.-Петербург первый прямой специализированный рефсервис, продляя сервис банановозов-контейнеровозов Гуаякиль – Бальбоа – Роттердам – Бремерхафен до Санкт-Петербурга, где суда будут заходить на ПКТ и ПЛП регулярно по расписанию.

Отмеченное свидетельствует о том, что прогрессивная технология расширяет позиции. В этой ситуации железнодорожный транспорт должен переходить на внешнеторговых направлениях от традиционной технологии перевозок в рефвагонах на рефконтейнеры, иначе подавляющая часть внешнеторгового рефгруза уйдет на автотранспорт. В действующей «Программе модернизации транспортного комплекса России на 2002-2012 гг.» не предусмотрено пополнение флота судами-рефрижераторами. Приходится исходить из того, что предлагают при морских перевозках наши зарубежные партнеры, собственники линейных судов. А они, как уже отмечено, активно переходят на доставку рефконтейнеров на соответствующих спецсудах.

Изложенное подтверждается морской статистикой. В таблице приведены данные по рефгрузам за 2008 год (тыс. т).


















 



Всего



Прибытие (груз на море)



Отправление (груз с моря)



Всего



Экспорт



Транзит



Каботаж



Всего



Импорт



Транзит



Каботаж



Всего



4881,8



73,7



58,1



3,4



12,2



4808,1



4470,7



24,8



312,6



Ж/д тр-т



496,9



62,5



57,1



1,7



3,7



434,4



238,9



10,7



184,8



Речной тр-т



13,2



7,1



 



 



7,1



6,1



3,2



2,1



0,8



Автотранспорт



4371,7



4,1



1



1,7



1,4



4367,6



4228,6



12



127




В 2004-2007 гг. имел место рост объемов перевозок продовольственных скоропортящихся грузов. Начиная с последнего квартала 2008 года и весь 2009 год (в результате финансового кризиса) произошло некоторое падение объема импорта, но в последние месяцы имеет место тенденция постепенного восстановления ситуации (особенно после возврата курса доллара на предкризисный уровень), что возвращает продовольственный импорт на прежние позиции.

По статистике портов, доля железнодорожного транспорта в импорте рефгрузов сократилась до 5,3%, в транзите рефгрузов – до 44%, в каботаже – до 58%.

Лишь по экспортным рефгрузам (общий объем которых в 2008 г. составил всего 58 тыс. т, или 1,2% общего количества) железнодорожному транспорту по-прежнему принадлежит 98% общего грузопотока.

В каботаже (во внутреннем сообщении) ситуация пока более стабильна. Объемы каботажа по традиционной технологии даже несколько растут в результате развития перевозок на Камчатку (П.-Камчатский), Магадан, Дудинку, в порты о. Сахалин. Продовольственные грузы в отдаленные районы Севера и в Магаданскую область, а также на Камчатку и Сахалин в основном поступают в рефсекциях. В обратном направлении (с моря) по традиционной технологии главным видом груза является рыба и морепродукты.

Однако и во внутреннем сообщении прогрессивная технология начинает завоевывать свои позиции. Так, на приоритетном направлении Мурманск – Дудинка норильский комбинат наладил регулярные перевозки рефгрузов в подключаемых 20-футовых рефконтейнерах. Им установлены стационарные электроколонки в Мурманске, Дудинке и в самом Норильске.

С 1972 года все отечественные сухогрузные суда и специализированный флот, включая контейнеровозы, строились с учетом перевозки ограниченного количества рефконтейнеров на верхней палубе. Серьезный объем перевозок в рефконтейнерах грузов иностранных фрахтователей в сообщении между зарубежными портами позволил накопить значительный опыт в этой области.

Отечественный морской транспорт в части портовой составляющей готов к более активному переходу на перевозки в рефконтейнерах. Необходим соответствующий флот и более глубокая интеграция с ж/д транспортом для массового внедрения прогрессивной технологии.



Э. ГАГАРСКИЙ, зав. отделом межотраслевой транспортной координации, прогрессивных транспортно-технологических систем и логистики Союзморниипроекта, д. т. н., профессор, почетный работник транспорта России

С. КИРИЧЕНКО, зав. сектором контейнерных перевозок Союзморниипроекта

Также в разделе:

"Райффайзен-Лизинг" обеспечила "Окуловскую Бумажную Фабрику" новым оборудованием...

"Ладога" выпустит элитную водку в алюминиевых бутылках...

17–я Международная выставка продуктов питания, напитков и ингредиентов "ИНТЕРФУД"...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Schutz открывает новый завод в Польше
9 января 2017, 14:08
Немецкая компания Schütz GmbH & Co.KG aA, один из ведущих производителей контейнеров IBC, открыла завод в городе Зоры, что неподалёку от Катовице (Польша), на котором с декабря 2016 г. начался выпуск кубовых контейнеров Schütz Ecobulk. В первом квартале 2017 г....
«Интертерминал» возьмет окорока под свое крыло
16 июля 2010, 09:42
Рефрижераторные и холодильные склады ГК «Интертерминал» готовы к возобновлению поставок импортной курятины, которые ожидаются уже в начале осени.Выборка неиспользованных импортных квот на американские окорока менее чем за последние четыре месяца года может привести к дефициту рефрижераторных...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: