России нужны рефрижераторы

27 мая 2010, 09:56
На Международной научно-практической конференции «Логистика перевозок скоропортящихся грузов и других товаров народного потребления», проведенной НП «Гильдия экспедиторов» совместно с Минтрансом, ОАО «РЖД» и ОАО «Рефсервис», состоялось обсуждение проблем повышения качества и эффективности в сфере перевозок скоропортящихся грузов.

Редакция предлагает выступление по морской составляющей.

Ежегодно до 5 млн тонн рефрижераторных грузов перегружается через порты России, почти 94% из них – внешнеторговые. Ввиду этого морской транспорт глубоко интегрирован в международную систему перевозок этих грузов, постоянно и неуклонно отслеживает тенденции морского судоходства и мировой торговли. Особенно в последние годы, когда по условиям технической эксплуатации значительная часть российского флота списана, а пополнение не отвечает росту потребностей страны. Сегодня внешнеторговые грузы в основном доставляются зафрахтованным иностранным тоннажем различной национальной принадлежности.

Технология морских перевозок скоропортящихся (рефрижераторных) грузов последовательно прошла три этапа. На первом для таких грузов строились специализированные суда с рефрижераторными трюмами. Они имели максимально высокий борт (для большей вместимости), и поэтому были ограничения по перевозкам палубных грузов.

Улучшение технико-экономических показателей перевозок в рефконтейнерах, их стандартизация в рамках ИСО послужили основанием к созданию судов комбинированного типа, на них рефконтейнеры перевозились преимущественно на верхней палубе, создавая дополнительную полезную вместимость. Трюмы или часть трюмов судна оставались традиционного типа. Соответственно, сохранялась и потребность в промежуточных складах в портах перевалки.

В отечественном флоте этот этап был открыт строительством серии судов типа «Курск». Головное было построено в 1984 году в Гданьске, имело водоизмещение 11,5 тыс. тонн и максимальную скорость 21 узел (около 40 км/ч). Однако из-за износа рефрижераторного оборудования все рефсуда постройки этого периода могут быть выведены из эксплуатации.

К тому же экономический кризис привел к избытку эксплуатируемого тоннажа на мировом фрахтовом рынке и ускорил сдачу на лом стареющего флота.

Для современного третьего этапа характерно массовое внедрение рефконтейнеров при морской перевозке и использование специализированного контейнерного флота, имеющего повышенное число мест для подключения рефконтейнеров не только на палубе, но и в отдельных трюмах. Специализированные контейнеровозы принимают на борт судовую партию, полностью состоящую из рефконтейнеров.

Импортные грузы, прибывающие в рефконтейнерах морем, в основном и далее следуют в них до места назначения. Ибо эта схема обеспечивает лучшую сохранность товара, сокращает время перевалки, снижает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, уменьшает потребность в дорогостоящих промежуточных рефскладах в портах.

Отмирает применявшаяся в 80-90-х годах технология перевозок с доставкой морем до порта в трюмах рефрижераторного судна и перегрузкой на специализированный подвижной состав – пятивагонные рефсекции и автономные рефвагоны. Поэтому возрастают объемы вывоза данной продукции из порта автомобильным транспортом.

И 2009 год в этом отношении был характерным. Списание неэффективной техники ускорилось. Прогрессивная контейнерная технология в области рефперевозок в международных смешанных сообщениях активно вытесняет изложенные традиционные решения.



Черное море

На Черном море в 2009 году произошло выделение переработки рефконтейнеров в узкоспециализированную систему. На морские линии в порты России зарубежными судовладельцами был поставлен новый рефконтейнерный флот.

Так, 25 декабря 2009 г. первый судозаход на терминал ОАО «Новорослесэкспорт» в Новороссийске выполнил специализированный контейнеровоз Christopher компании Maersk Line, доставивший 75 рефконтейнеров. Судоходная компания отрабатывает новую схему обслуживания на фидерной контейнерной линии Порт-Саид – Новороссийск с заходом на два терминала в порту Новороссийск – НЛЭ (в основном для выгрузки рефконтейнеров) и универсальных контейнеров на специализированном комплексе Новороссийского морского торгового порта.

В феврале 2010 года международная судоходная компания CSAV со штаб-квартирой в Чили открыла фидерную линию на Черное море с недельным расписанием, линия называется Black Sea Link (BSL), с заходом в порты Стамбул, Новороссийск и Поти. Линия увязана с расписанием движения трансокеанских контейнеровозов компании Evergreen, на ней эксплуатируются девять судов по 4969 TEU.

Предпринятые меры обеспечат гарантированный недельный сервис по доставке продовольственных грузов в рефконтейнерах на юг России, прежде всего замороженной говядины из Аргентины, мяса кур из США, бананов и прочих свежих тропических фруктов из Латинской Америки, цитрусовых из стран Средиземноморья.



Балтийское море

На Балтике произошли аналогичные качественные изменения.

С осени 2009 года основные контейнерные морские линии, обслуживающие С.-Петербург, также ввели новую схему разделения рефконтейнеров и универсальных контейнеров между терминалами в Большом порту Санкт-Петербург – рефы обрабатываются на терминале «Петролеспорта», универсальные – на ПКТ.

Первым контейнеровозом компании Maersk на ПЛП стал Maersk Valletta (судозаход 3 октября 2009 г.). С января 2010 г. Maersk открывает на С.-Петербург первый прямой специализированный рефсервис, продляя сервис банановозов-контейнеровозов Гуаякиль – Бальбоа – Роттердам – Бремерхафен до Санкт-Петербурга, где суда будут заходить на ПКТ и ПЛП регулярно по расписанию.

Отмеченное свидетельствует о том, что прогрессивная технология расширяет позиции. В этой ситуации железнодорожный транспорт должен переходить на внешнеторговых направлениях от традиционной технологии перевозок в рефвагонах на рефконтейнеры, иначе подавляющая часть внешнеторгового рефгруза уйдет на автотранспорт. В действующей «Программе модернизации транспортного комплекса России на 2002-2012 гг.» не предусмотрено пополнение флота судами-рефрижераторами. Приходится исходить из того, что предлагают при морских перевозках наши зарубежные партнеры, собственники линейных судов. А они, как уже отмечено, активно переходят на доставку рефконтейнеров на соответствующих спецсудах.

Изложенное подтверждается морской статистикой. В таблице приведены данные по рефгрузам за 2008 год (тыс. т).


















 



Всего



Прибытие (груз на море)



Отправление (груз с моря)



Всего



Экспорт



Транзит



Каботаж



Всего



Импорт



Транзит



Каботаж



Всего



4881,8



73,7



58,1



3,4



12,2



4808,1



4470,7



24,8



312,6



Ж/д тр-т



496,9



62,5



57,1



1,7



3,7



434,4



238,9



10,7



184,8



Речной тр-т



13,2



7,1



 



 



7,1



6,1



3,2



2,1



0,8



Автотранспорт



4371,7



4,1



1



1,7



1,4



4367,6



4228,6



12



127




В 2004-2007 гг. имел место рост объемов перевозок продовольственных скоропортящихся грузов. Начиная с последнего квартала 2008 года и весь 2009 год (в результате финансового кризиса) произошло некоторое падение объема импорта, но в последние месяцы имеет место тенденция постепенного восстановления ситуации (особенно после возврата курса доллара на предкризисный уровень), что возвращает продовольственный импорт на прежние позиции.

По статистике портов, доля железнодорожного транспорта в импорте рефгрузов сократилась до 5,3%, в транзите рефгрузов – до 44%, в каботаже – до 58%.

Лишь по экспортным рефгрузам (общий объем которых в 2008 г. составил всего 58 тыс. т, или 1,2% общего количества) железнодорожному транспорту по-прежнему принадлежит 98% общего грузопотока.

В каботаже (во внутреннем сообщении) ситуация пока более стабильна. Объемы каботажа по традиционной технологии даже несколько растут в результате развития перевозок на Камчатку (П.-Камчатский), Магадан, Дудинку, в порты о. Сахалин. Продовольственные грузы в отдаленные районы Севера и в Магаданскую область, а также на Камчатку и Сахалин в основном поступают в рефсекциях. В обратном направлении (с моря) по традиционной технологии главным видом груза является рыба и морепродукты.

Однако и во внутреннем сообщении прогрессивная технология начинает завоевывать свои позиции. Так, на приоритетном направлении Мурманск – Дудинка норильский комбинат наладил регулярные перевозки рефгрузов в подключаемых 20-футовых рефконтейнерах. Им установлены стационарные электроколонки в Мурманске, Дудинке и в самом Норильске.

С 1972 года все отечественные сухогрузные суда и специализированный флот, включая контейнеровозы, строились с учетом перевозки ограниченного количества рефконтейнеров на верхней палубе. Серьезный объем перевозок в рефконтейнерах грузов иностранных фрахтователей в сообщении между зарубежными портами позволил накопить значительный опыт в этой области.

Отечественный морской транспорт в части портовой составляющей готов к более активному переходу на перевозки в рефконтейнерах. Необходим соответствующий флот и более глубокая интеграция с ж/д транспортом для массового внедрения прогрессивной технологии.



Э. ГАГАРСКИЙ, зав. отделом межотраслевой транспортной координации, прогрессивных транспортно-технологических систем и логистики Союзморниипроекта, д. т. н., профессор, почетный работник транспорта России

С. КИРИЧЕНКО, зав. сектором контейнерных перевозок Союзморниипроекта

Также в разделе:

Coca Cola HBC Россия увеличивает производственные мощности своего завода в Санкт-Петербурге...

"Райффайзен-Лизинг" обеспечила "Окуловскую Бумажную Фабрику" новым оборудованием...

"Ладога" выпустит элитную водку в алюминиевых бутылках...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

«Интертерминал» возьмет окорока под свое крыло
16 июля 2010, 09:42
Рефрижераторные и холодильные склады ГК «Интертерминал» готовы к возобновлению поставок импортной курятины, которые ожидаются уже в начале осени.Выборка неиспользованных импортных квот на американские окорока менее чем за последние четыре месяца года может привести к дефициту рефрижераторных...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: